• монодрама
  • роли
  • сцена

Психодрама

zigmund.online

Что такое психодрама?

Психодрама — это подход в психотерапии, в котором клиенту предлагается встретиться со своими чувствами, мыслями и другими переживаниями, используя своеобразную театральную игру. Методика направления помогает решать вопросы в отношениях с другими людьми, даже теми, кто уже умер или просто недоступен для прямого контакта. Также подход поможет лучше узнать себя и понять свое поведение. Психодрама особенно эффективна для налаживания отношений между участниками какой-либо группы.

Основная идея подхода — действия целительнее слов. Психодрама рассматривает психологические проблемы и психические заболевания, как результат нарушений в межличностных отношениях и взаимодействиях. Когда человек не позволяет себе быть спонтанным, испытывать определенные чувства и честно на них реагировать. Когда пытается казаться не тем, кто он есть на самом деле. Метод предлагает устранять эти нарушения, используя не только психотерапевтические, но также сценические и актерские техники.

В ходе терапии клиенты примеряют на себя множество ролей, и каждая роль представляет собой часть их личности. Так клиенты знакомятся с различными гранями своего внутреннего мира, учатся их понимать и принимать.

Структура психодрамы

Психодраму создал Якоб Морено — психиатр, психолог и социолог румынского происхождения. Он считал, что все взаимодействия (и действия вообще) люди совершают, исходя из разных ролей. В теории Морено роль — это совокупность привычных человеку моделей поведения, его личные способы общения и реагирования. В понятие роли входят все проявления человека в конкретный момент времени. Человек старается играть роль, подходящую для актуальных условий и ситуации. Слова, жесты, мимика, действия, способы мышления, следование принципам — все это является частью роли.

Часто роли становятся просто привычным поведением. Человек привыкает воспроизводить ролевые паттерны и дальше следует им, не задумываясь.

Теория ролей

Якоба Морено разделил роли по их главным характеристикам:

  • Психосоматические роли, связанные с телесными действиями. Например: Бегун, носильщик или спускающийся по лестнице человек.

  • Психические роли, демонстрирующие эмоции и состояния. Например: Задумчивый меланхолик, контрол-фрик, неутомимый оптимист.

  • Социальные роли применяются в межличностных отношениях. Например: Супруг, одноклассник, посетитель парикмахерской.

  • Интегративные роли используются во время духовных переживаний. Например: творец, молящийся, испытывающий родительские чувства.

Некоторые свои ролевые модели люди хорошо понимают, в то время как другие для них неудобны и не понятны.

Человек чувствует себя здоровой и гармоничной личностью, когда он гибок в выборе и формировании этих ролей. Психологические трудности проявляются, когда некоторые роли становятся человеку недоступными или когда применяются не в том взаимодействии, где они были бы наиболее эффективны.

Теория спонтанности

Развитие спонтанности очень важно для работы по методу психодрамы, так как именно спонтанность позволяет человеку адекватно реагировать на новую ситуацию или менять отношение к старой.

Большинство жизненных ситуаций сложно предсказать, поэтому в жизни часто приходится импровизировать. Метод психодрамы предлагает человеку обратиться к спонтанной импровизации — приближенному к жизни отыгрыванию роли на «сцене».Разбудить спонтанность — задача психодрамы. Спонтанность помогает выражать себя, минуя самоцензуру и умозрительные рассчеты.

Благодаря безопасной обстановке, человек позволяет себе сыграть роль, например, того, кто может отстоять свое мнение и не избегает конфликтов. Участвовать в психодраматической игре можно, не боясь осуждения и наказаний, которые часто являются проблемой для проявления спонтанности.

Социометрия

Изначально Морено задумывал психодраму, как метод работы только для групповой психотерапии. Здесь одну роль брал на себя клиент (его в психодраме называют протагонистом), а другие отыгрывали остальные участники психодраматической группы. Также в процессе присутствует ведущий. Во время игры на «сцене», — пространстве для отыгрывания психодраматического сценария, — протагонист мог увидеть, как его воспринимают окружающие люди, и пробовал спонтанно взаимодействовать с ними. Так главный исполнитель и другие участники учились видеть себя в действии.

Каждый участник группового процесса влияет на то, как будет жить группа, какие в ней отношения и связи. Обстановка внутри группы должна способствовать раскрытию творческого потенциала и спонтанности всех ее участников. Для анализа этих отношений Морено использовал собственную методику — социометрию.

Морено заметил, что в каждой группе существуют следующие внутригрупповые роли:

  • Явный лидер

    Проявляет инициативу открыто, задает движение.

  • Скрытый лидер

    Добивается своих целей скрыто.

  • Звёзды

    Люди, пользующиеся уважением остальных участников.

  • Нейтральные

    Участники, не возбуждающие в остальных особый интерес и сильные чувства.

  • Изгои

    Люди, отвергаемые группой.

Социометрия проводится с помощью специальных вопросов. Ведущий группы задает их каждому участнику. Цель подобного исследования заключается в том, чтобы систематизировать внутригрупповые роли участников, определить взаимные симпатии и микрогруппы.

Сейчас социометрия активно используется не в психотерапии, а в работе с коллективом, для диагностики отношений, а также для определения положения человека в группе. Чаще всего в учебных заведениях, прежде всего в школах. Социометрия помогает, например, не допустить, чтобы кто-то стал изгоем в группе.

Направления и виды

Групповую психодраму и сегодня продолжают практиковать, так как ее техники не перестали помогать людям разбираться в собственной психологии — в том, как они чувствуют и действуют. В зависимости от того, какую нужно решить задачу, в групповой работе используются следующие виды психодрамы:

  • Центрированная на одном человеке — протагонисте

    Процесс направлен на помощь конкретному участнику группы. На сцене разыгрывается ситуация из жизни протагониста, которая уже случилась или может случиться. Также это может быть какое-то воображаемое событие. Протагонист здесь — главный герой, остальным участникам группы назначаются второстепенные роли. Во время игры протагонист может столкнуться с чувствами или воспоминаниями, переживание которых было заблокировано.

  • Центрированная на теме

    Не всегда в группе находится человек, нуждающийся в том, чтобы выйти на сцену и разыграть свою психодраму. Некоторым участникам сложно сразу решиться на это. Тогда процесс может быть посвящен какой-то теме, волнующей всех людей внутри группы. Например, темой может быть эмоция или сложное состояние. Все люди испытывают тревогу, но отношение к ней может отличаться. Психодраматическая игра в данном случае будет выглядеть как короткие импровизации участников, повествующие об их встрече с тревогой.

  • Центрированная на группе

    Так как группа состоит из коллектива людей, между ними неизбежно будут возникать различные отношения. Задача этого вида психодрамы — исследовать эти отношения. Каждый участник сможет заметить свое поведение и свою роль в формировании отношений с другими людьми.

  • Направленная на группу

    Иногда психодраматическая группа собирается из людей, объединенных одной проблемой. Примерами таких проблем могут быть зависимости, конфликты в семье, трудности в самоопределении и так далее. Здесь тоже есть главный герой — протагонист, второстепенные участники и ведущий. И хотя сценарий психодрамы будет разыгрываться вокруг одного человека, она произведет воздействие на всех участников игры. Психодрама, направленная на группу, дает участником возможность получить новое понимание своей проблемы.

Практика психодрамы

В основе психотерапии по методу психодрамы лежат разработанные Морено упражнения и техники. Для групповой терапии также есть универсальная формула, по которой должна работать психодраматическая встреча.

Всего у нее есть три фазы:

  • Разогрев

    Чтобы группа начала «жить», ведущий должен провести работу над знакомством. Участникам предлагается пройти несколько упражнений, которые позволят сложить представление друг о друге и общих темах.

  • Действие

    Сама психодраматическая игра на сцене, отыгрывание актуального запроса. Протагонист может проявить инициативу сам, иногда его назначает ведущий. Вспомогательные роли также может выбрать протагонист или ведущий.

  • Шеринг

    Здесь участникам помогает ведущий. Если психодрама была направлена на протагониста, ему важно поделиться полученным опытом.

Также Морено внедрил в игру основные психодраматические техники, отсылающие к этапам взросления ребенка: Дублирование, Зеркало и Обмен ролями.

  • Дублирование

    Один из участников группы старается распознать процессы протагониста, которые тот сам не осознает. Дублер должен озвучить или изобразить то, что, как ему кажется, главный герой в себе подавляет. Если протагонист согласен с замечанием, ему нужно повторить действие за дублером. Эта техника соответствует отношениям между матерью и новорожденным ребенком.

  • Зеркало

    Используя эту технику, один из участников берет на себя роль главного героя, становясь его «отражением». С помощью ведущего эта практика позволяет протагонисту увидеть себя со стороны. Техника соответствует стадии взросления, когда ребенок узнает себя в других людях, учится ассоциировать себя с ними.

  • Обмен ролями

    В этой технике главный герой забирает себе одну из вспомогательных ролей, а на свое место ставит другого участника. Так протагонист пробует посмотреть на свою ситуацию чужими глазами. Эта техника соответствует стадии взросления, в которой ребенок учится представлять себя на месте другого человека.

Как проходит сессия

Как и в других психотерапевтических подходах, в психодраме и монодраме первая встреча с терапевтом — это знакомство. Терапевт просит клиента коротко описать самого себя и свое состояние. Далее, возможно, понадобится описание значимых для клиента людей. Так формируется представление о ролях, которые клиент использует в жизни. Затем выбираются роли, которые протагонист будет изображать в сценической игре

В монодраме часто используются вещи, например, пустые стулья, которые тоже получают свои роли. После самой игры происходит самый длительный этап психотерапевтического занятия — обсуждение с психотерапевтом того, что происходило с клиентом во время отыгрывания.

Главное достоинство подхода — это возможность для клиента попробовать на практике ту линию поведения, которую он не позволяет себе проявлять в реальной жизни.

Ответы на частые вопросы

Каждый подход работает с любым запросом. Просто своим способом. Выбирайте подходящий вам.
Посмотреть профили психологов

Другие подходы

Психоаналитическая терапия

  • перенос
  • эго
  • бессознательное

Транзактный анализ

  • ребёнок
  • родитель
  • взрослый

Системная семейная терапия

  • правило
  • генограмма
  • семья

Экзистенциальная терапия

  • смерть
  • жизнь
  • смыслы

Когнитивно-поведенческая терапия

  • мышление
  • реакции
  • навыки

Гештальт-терапия

  • настоящее
  • эмоции
  • опыт

Клиент-центрированная терапия

  • личность
  • принятие
  • эмпатия

Юнгианский анализ

  • архетипы
  • символы
  • мифы

Коучинг

  • развитие
  • цели
  • достижения

Арт-терапия

  • творчество
  • скрытые переживания

Нарративный подход

  • ситуация
  • рассказ
  • интерпретация

Экстренная помощь

  • +7 (495) 989-50-50

    Телефон горячей линии психологической помощи МЧС России

  • +7 (499) 173-09-09

    Московская служба психологической помощи населению

  • +7 (495) 625-06-20

    Независимая психиатрическая ассоциация России

  • 8 (800) 200-01-22

    Детский телефон доверия МГППУ