Экзистенциальная психотерапия — это способ разобраться в самом главном: кто я, что для меня самое важное, как распорядиться своей свободой выбора. Этот подход помогает справиться с потерями, утратой смысла, одиночеством, страхом смерти.

В этой статье мы постарались дать исчерпывающие ответы на вопросы, что такое экзистенциальная терапия, как она работает, чем отличается от других направлений, в каких случаях подходит, а в каких нет. С этим нам помогли эксперты: психотерапевты zigmund.online Олег Шмырин и Елена Цвященко.

img img

Скидка на 
сессию в zigmund.online
по промокоду ЖУРНАЛ

Ваш психолог тут arrow arrow

Что такое экзистенциальная психотерапия?

Экзистенциальная психотерапия — это особое пространство для исследования себя. Вместе с терапевтом человек учится быть честным с собой, находить опоры в переменчивом, неопределенном, хаотичном мире и делать свою жизнь полной и осмысленной.

Цель экзистенциальной психотерапии — «помочь человеку осуществиться», то есть достичь согласия с собой.

  • Найти смысл. Определить, что важно лично для вас, и построить свою жизнь вокруг своих глубинных ценностей, а не чужих ожиданий.
  • Принять свою свободу. Осознать, что в любой ситуации вы сами выбираете, как поступить, даже когда вы не хотите этого, поэтому именно вы — автор своей жизни.
  • Реализовать свой потенциал. Превращать свои способности, мечты, желания в реальные действия, чтобы жить полной жизнью.

Таким образом удается преодолеть глубокие личные кризисы: утрату близких, ощущение оторванности от окружающих, страх перемен, ответственности, трудные выборы, чувство пустоты и бессмысленности, переживания о конечности жизни.

«Экзистенциальная психотерапия, скорее всего, не подойдет людям, которые ищут очень структурированные и четкие решения для своих проблем»

Например, клиенты, которым требуется непосредственное руководство, четкие техники решения конкретных проблем, так сказать, менеджмент симптомов, могут почувствовать, что экзистенциальная терапия для них недостаточно практична. Этим людям часто более подходят когнитивно-поведенческая терапия или другие подходы, предлагающие конкретные инструменты и техники для изменения поведения или управления эмоциями.

Также экзистенциальная терапия может быть неуместна для тех, кто испытывает сильные психические расстройства или кризисы, требующие более интенсивной поддержки, медикаментозного лечения или структурированного вмешательства. Например, люди с клинической депрессией или с посттравматическим синдромом могут нуждаться в более специализированной помощи, сфокусированной на стабилизации их состояния, прежде чем углубляться в экзистенциальные вопросы.

Философская основа: смысл, свобода, выбор, ответственность, одиночество, смерть

Вот какие философские идеи стали ядром экзистенциальной терапии:

  • Человек постоянно делает выборы, которые определяют его жизнь. Это порождает тревогу, потому что у каждого выбора есть последствия. (Серен Кьеркегор, идеолог личного выбора и отец экзистенциализма)
  • Создавать свои ценности непросто и требует немало мужества. (Фридрих Ницше, провокатор и разрушитель догм)
  • Осознание конечности жизни заставляет человека ценить ее и наполнять собственным смыслом, а не подчиняться ожиданиям других. (Мартин Хайдеггер, популяризатор аутентичности)
  • Уклонение от выбора — это тоже выбор, который формирует нашу жизнь. Поэтому человек «обречен на свободу». (Жан-Поль Сартр, проповедник свободы и ответственности)
  • Хотя в мире нет объективного смысла, человек может создать собственный смысл через свои действия и восприятие. (Альбер Камю, критик иллюзий и философ абсурда)
  • Несмотря на стремление к близости, каждый человек в глубине остается одинок. Кризис — это точка роста, в которой человек по-настоящему осознает свое бытие и может переосмыслить его. (Карл Ясперс, исследователь границ и пограничных состояний)

Философская основа, адаптированная для практической работы с клиентами, делает экзистенциальную терапию очень глубоким и результативным инструментом для поиска ответов на вопросы, которые волнуют клиентов.

Так, экзистенциальная терапия уходит от чисто симптоматического подхода к тревожным и депрессивным состояниям и рассматривает их через призму глубоких вопросов о смыслах, которые могут лежать в основе этих состояний.

«Экзистенциальный подход к проблемам хорошо иллюстрирует поговорка: корабль тонет не когда вода снаружи, а когда вода внутри»

Что бы ни происходило во внешнем мире, внутри человека есть что-то, на что он может опираться: важные для него смыслы и внутренние ориентиры. Как говорил Франкл: «Если я знаю зачем, то я выдержу любое как». 

Другими словами, если я понимаю, для чего и как, то тревога, депрессия, горе переживаются как часть этой жизни, потому что человек, живя в этом мире, в любом случае так или иначе сталкивается со страданиями. 

Я нежно люблю экзистенциальную психотерапию за то, что она позволяет человеку быть ответственным за все, что происходит и не происходит: если есть выбор, то уже нет тупика и таких больших страданий.

История экзистенциальной психотерапии, ключевые фигуры и методики

Идеи экзистенциальных философов не остались лишь теорией, изложенной в ученых трудах. В начале XX века врачи начали адаптировать эти мысли для практической работы с переживаниями и кризисами своих пациентов.

Первые шаги

Первые попытки применить идеи философов-экзистенциалистов в практической работе с внутренними конфликтами людей относятся к 1930-м годам.

Швейцарские психиатры Людвиг Бинсвангер и Медард Босс, вместо того, чтобы рассматривать психические расстройства только как медицинскую проблему, стали исследовать, как восприятие себя и мира влияет на состояние пациентов. 

  • Бинсвангер разработал концепцию «миропроекта», построенного из личной истории, ценностей и смыслов. В этом контексте задача терапии — помогать пациенту осознать и переосмыслить свой уникальный способ существования в мире. Например: «Я всегда думал, что главное — это быть успешным. Я выстроил карьеру, у меня есть деньги, но почему-то всё это больше не приносит радости. Кажется, что я жил не своей жизнью».
  • Босс создал подход под названием Dasein-анализ (анализ бытия). Он сосредоточен на том, как человек воспринимает и переживает своё бытие в настоящий момент. Например, кто-то может считать, что «жизнь — это борьба», и из-за этого воспринимать мир как место угроз и вызовов.

    Терапевт помогает пациенту увидеть, что он сам формирует свое отношение к миру. Когда человек осознает, что восприятие жизни во многом формируется его собственными убеждениями, а не объективными фактами. Это возвращает ему свободу выбора.

Оба врача напрямую консультировались с Хайдеггером, используя его идеи о свободе, ответственности и аутентичности. Их подход помогал многим пациентам восстановить связь с собой и окружающим миром.

Логотерапия и формирование метода

На фоне трагедий Второй мировой войны в 1940-х годах австрийский психиатр Виктор Франкл разработал логотерапию — подход, сосредоточенный на поиске смысла как ключевой мотивации человека.

В юности Франкл был увлечен психоанализом Зигмунда Фрейда, а затем адлеровской индивидуальной психологией. Однако он пришел к выводу, что ни фрейдистская идея «влечений», ни «воля к власти», описанная Альфредом Адлером, не объясняют всей сложности человеческой мотивации. 

  • Работая в клиниках, он обратил внимание, что многие пациенты страдают от утраты смысла жизни — состояния, которое он назвал экзистенциальным вакуумом.
  • Изучая работы экзистенциальных философов, он утвердился в мысли, что основная движущая сила человека — это поиск смысла жизни.
  • Во время Второй мировой войны Франкл попал в концентрационные лагеря, где потерял почти всю свою семью. Этот трагический опыт стал для него испытанием его собственных идей. Он осознал, что даже в условиях тотального страдания можно найти смысл — через любовь, память и принятие неизбежного.

Франкл не только доказал жизнеспособность своей философии, но и сделал ее практичным инструментом помощи людям. Его идея заключалась в том, что человек всегда сохраняет свободу выбора: даже в самых тяжелых условиях он может определить, как относиться к происходящему, и найти свой смысл.

После освобождения Франкл начал активно писать и преподавать, систематизируя свои выводы и формируя постулаты логотерапии. Он выделил три ключевых пути к смыслу:

  1. Через творчество и деятельность. Человек может находить смысл, когда создает что-то ценное или полезное для других.
  2. Через переживание любви и красоты. Смысл можно ощутить, соприкасаясь с чем-то прекрасным, будь то искусство, природа или отношения с близкими.
  3. Через принятие страдания. Если страдание неизбежно, человек может преобразовать его в источник роста, найдя в нем свой личный смысл.

Таким образом Франкл структурировал экзистенциальную психотерапию и сделал ее более применимой для практической работы с клиентами, которые столкнулись с кризисом, депрессией, утратой или травмой.

Интеграция с гуманистической психологией

В 1950–1970-е годы экзистенциальный подход стал пересекаться с гуманистической психологией, что привело к объединению философских основ экзистенциализма с практическими задачами гуманистической психологии и усилению акцента на личностном росте и самореализации.

Ролло Мэй, американский психотерапевт, фокусировался на теме тревоги, которую, вслед за экзистенциальными философами, считал не столько негативным состоянием, сколько естественной частью человеческого существования с его неопределенностью. Он предложил идею, что принятие тревоги — это форма мужества, необходимая для того, чтобы жить осмысленно.

Ирвин Ялом, американский психиатр, сделал экзистенциальную психотерапию более доступной и понятной для широкой аудитории. Он выделил четыре ключевые «данности», с которыми сталкивается каждый:

  1. Смерть. Приняв конечность жизни, можно использовать это осознание для более осмысленного выбора.
  2. Свобода. Человек свободен в своем выборе, но с этой свободой приходит ответственность за свои действия и их последствия.
  3. Изоляция. Внутренне каждый человек остается одинок, и это неотъемлемая часть нашего существования.
  4. Бессмысленность. В мире нет объективного смысла, и человеку приходится создавать свои собственные смыслы.

Также Ялом разработал эффективные методы работы в группах, помогая участникам исследовать эти темы через взаимодействие друг с другом.

Гуманистический акцент помог сместить внимание со страданий на развитие потенциала человека. Это сделало экзистенциальную терапию не только средством для преодоления глубоких кризисов, но и инструментом для улучшения качества жизни в целом.

Подписывайтесь
на нашу рассылку.

В первом письме дарим гайды
самопомощи «Внутренние опоры»
и «Долой негативные установки»

Систематизация и развитие метода

С 1970-х годов и по настоящее время экзистенциальная терапия становится все более структурированной и ориентированной на решение конкретных запросов клиентов. 

Альфрид Лэнгле, австрийский психиатр и психотерапевт, развил идеи Виктора Франкла, включив в логотерапию более глубокую работу с эмоциями и внутренними конфликтами. 

Лэнгле создал экзистенциальный анализ как самостоятельное направление, которое структурировало метод и сделало его более практичным. Например, он разработал систему четырех «фундаментальных мотиваций», необходимых, чтобы жить полной и осмысленной жизнью:

  1. «Я могу существовать в этом мире». Ощущение физической и эмоциональной безопасности, связанное с базовыми условиями:
  • Обладать физическим здоровьем;
  • Иметь доступ к пище, жилью и защите;
  • Быть уверенным в отсутствии постоянной угрозы, такой как война, насилие или бедность.

Если этот уровень нарушен, человеку сложно двигаться дальше — к построению отношений, самореализации и поиску смысла.

  1. «Я могу быть с другими и принимать их, как они принимают меня». Осознание своей глубинной потребности в отношениях с другими, ощущение себя частью чего-то большего — семьи, дружбы, общества — и способность выстраивать искренние, доверительные связи с окружающими:
  • Видеть других такими, какие они есть, без осуждения или попыток их изменить;
  • Осознавать, что близкие отношения строятся на взаимном уважении и поддержке, а не на подчинении или контроле;
  • Признавать, что мы имеем право быть собой в рамках взаимодействия с другими.
  1. «Я могу быть собой и принимать себя». Признание своей уникальности, смелость быть честным с собой и жить в соответствии со своими внутренними ценностями, а не с чужими стандартами:
  • Принять свои особенности, характер, желания и границы;
  • Перестать сравнивать себя с другими или пытаться соответствовать чужим ожиданиям;
  • Осознать свою ценность, отдельную от достижений или признания со стороны;
  • Уважать свои потребности и желания, даже если они не соответствуют стандартам общества или окружения.
  1. «Мои усилия не напрасны». Ощущение, что вы оставляете след в мире:
  • Осознавать, что не обязательно делать что-то великое, чтобы чувствовать свою значимость;
  • Видеть, что ваши действия, будь то воспитание детей, помощь другим, создание чего-то нового или просто радость от жизни, имеют ценность;
  • Испытывать чувство удовлетворения от своих действий.

«Модель четырех фундаментальных мотиваций» позволяет терапевтам и клиентам системно исследовать, какие аспекты жизни требуют внимания, и работать над восстановлением баланса. 

Эмми ван Дорцен, британский психотерапевт, считается одной из ведущих фигур в современной экзистенциальной психотерапии. Она расширила экзистенциальный подход, добавив работу с культурными и социальными факторами. 

Кроме того, Ван Дорцен акцентировала внимание на телесном восприятии бытия. Она считает, что тело и его отклик — это важный показатель внутреннего состояния человека и его отношения к миру.

Таким образом экзистенциальная терапия, сохраняя философскую глубину, продолжает развиваться, адаптируясь под индивидуальные и общественные запросы: социальную отчужденность в условиях цифровизации, вопросы самоидентификации и поиск устойчивости в условиях стремительно меняющегося мира.

Что такое экзистенциальный кризис?

Экзистенциальный кризис — переломный момент, связанный с тем, что прежние взгляды и цели стали больше не актуальны для человека, а новая система смыслов и ориентиров еще не найдена.

«Кризис — это своего рода вакуум, когда то, что было до, либо больше не работает, либо перестало удовлетворять, и нужно что-то новое, но пока непонятно, что именно»

Экзистенциальная терапия железобетонно поможет людям, которые переживают кризисные периоды своей жизни: утрату, потерю отношений, работы, смыслов интереса к жизни.

Например, когда человек обнаружил, что с какого-то момента ходит на работу просто, чтобы зарабатывать деньги, и не понимает, что произошло.

Экзистенциальный кризис часто возникает, когда привычный для человека порядок вещей рушится. Триггерными моментами могут стать, например, такие события:

  • Утрата близкого человека; 
  • Разрыв отношений;
  • Потеря работы;
  • Смена жизненного этапа, например, выпуск из университета, взросление детей, выход на пенсию.
  • Личное разочарование, такое как отсутствие ожидаемых результатов.

Зачастую это пробуждает в человеке осознание, что жизнь ограничена, время уходит, а то, какой будет жизнь, целиком и полностью зависит от его выборов. Это ставит во весь рост вопросы: «Что в моей жизни действительно важно?» и «Как выбирать так, чтобы не жалеть об этом в будущем?»

Признаки экзистенциального кризиса:

  • Чувство пустоты и бессмысленности;
  • Непонимание, кто я, куда и зачем иду;
  • Сильная тревога, апатия или депрессия;
  • Потеря интереса к тому, что раньше приносило радость;
  • Ощущение разрыва с окружающими, изоляция.

С точки зрения экзистенциальной психотерапии, кризис — это возможность для глубокого переосмысления себя и своей жизни. Через осознание и принятие свободы выбора, поиски смысла и своих ценностей человек может преодолеть это состояние и начать жить более осмысленно и аутентично.

Какие проблемы решает экзистенциальная психотерапия?

Экзистенциальная терапия помогает жить осознанно и полно: 

  • преодолевать глубокие личностные кризисы, 
  • справляться с повседневной рутиной, 
  • осознавать свои возможности, 
  • принимать себя и свою уникальность, 
  • справляться с тревогой,
  • выстраивать удовлетворяющие отношения с окружающими, 
  • быть автором своей жизни,
  • находить внутренние опоры даже в самых трудных обстоятельствах.

«Экзистенциальная психотерапия идеально подходит для клиентов, которые готовы исследовать глубинные вопросы своей жизни»

Например, смысл существования, концепцию свободы, идентичность и личные ценности.

Это могут быть люди в состоянии внутреннего хаоса, высокой тревоги, одиночества, сомнения или страха. Это люди, испытывающие экзистенциальные кризисы в переходные периоды жизни, такие как утрата, смена карьеры или столкновение с важными жизненными выборами.

Некоторые элементы экзистенциальной терапии бывают очень полезны и в парной терапии, когда партнеры проясняют свою ценность друг для друга и признают самих себя в присутствии друг друга.

Также я настоятельно рекомендую экзистенциальную терапию тем клиентам, кто хочет получить поддержку, принятие и ясность накануне принятия важных жизненных решений. Она может быть полезной и для тех, кто интересуется самопознанием и метафизическими вопросами.

Как работает экзистенциальная психотерапия?

Терапевт и клиент ведут открытый и искренний разговор, в котором исследуют уникальный опыт клиента, его способ восприятия реальности и фундаментальные основы его жизни.

В этом диалоге роль экзистенциального терапевта заключается в следующем:

  1. Создавать безопасное пространство для честного диалога и глубоких размышлений;
  2. Проявлять искренний интерес к личности и опыту клиента;
  3. Быть безоценочным «зеркалом» для клиента, помогая увидеть, как именно он воспринимает мир и формирует свою реальность
  4. Задавать вопросы о мыслях, эмоциях и переживаниях клиента, чтобы он мог взглянуть на себя и свою жизнь по-новому;
  5. Помогать клиенту осмыслять его опыт, ощущать свободу и ответственность в принятии решений;
  6. Найти такой терапевтический путь, который поможет и подойдет этому конкретному клиенту.

«Экзистенциальный терапевт изобретает терапию под каждого конкретного человека, который к нему приходит»

Здесь нет никакой типологии, никакой категоризации, никакого диагноза. Даже если человек пришел с диагнозом, поставленным психиатром, мы все равно исследуем его опыт как уникальной личности, единственной в своем роде. Нет даже мысли, что таким-то клиентам подходят такие-то интервенции: мы всегда ищем то, что поможет этому конкретному человеку.

Цель экзистенциального терапевта — понять субъективную реальность человека: как он размышляет, как пришел в эту точку, на консультацию к психологу, как его предыдущий опыт сложился в проблему или кризис, в которых он оказался.

Скажем, у человека не складываются отношения. Нужно сначала исследовать его предыдущий опыт, точку А, и уже из этого понять, что почему не получается, то есть прийти к точке Б

Терапевт — напарник, партнер, наблюдатель, активный участник терапии, но не энциклопедия с готовыми ответами. Человеку придется самостоятельно делать непростую работу над собой и искать собственные ответы на свои вопросы.

Терапевтическое пространство — место, где можно осмыслить свою жизнь. Часто люди живут, как завещали, как говорили. Нас ведь никто никогда не учил, ни в школе, ни в институте, задумываться, как мы сами хотели бы жить.

Часто человек приходит с ощущением, что потерял смысл и не знает что делать, когда на самом деле он хочет чего-то очень земного, простого: построить отношения или понять, чем ему заниматься. В процессе терапии он все больше узнает и понимает себя, замечает свои реакции, чувства, эмоции. Его жизнь становится более объемной, и смыслы тоже находятся.

По мере общения с психотерапевтом клиент начинает замечать, что даже в сложных ситуациях у него есть свобода выбора, учится распоряжаться этой свободой и брать ответственность за свою жизнь. Вместо того чтобы подавлять тревогу или избегать ее, клиент учится воспринимать ее как естественную часть жизни, а также стимул к рефлексии и изменению того, что не устраивает.

«В экзистенциальном подходе терапевт рассматривается не только как специалист, но и как тот, кто делится своим личным опытом человеческого существования»

Аутентичность и искренность терапевта создают пространство, в котором клиент может открыто обсуждать свои чувства и переживания, что способствует более глубокому уровню взаимодействия и понимания. 

Есть простое правило: в присутствии подлинного проявляется подлинное. В моей искренности — если мое присутствие подлинное, а не формальное – у клиента появляется возможность ощутить и осознать себя.

Для экзистенциального психолога важно сохранять осознанность и уделять клиенту полное внимание, присутствовать с ним в настоящем, быть его спутником со-переживания, наподобие Вергилия в «Божественной Комедии» Данте.

Кстати, точно так же происходит в наших отношениях – если наш партнер по-настоящему искренен и открыт с нами, если мы чувствуем, что его переживания настоящие, это трогает нас и снимает наши защиты. Искренность партнера помогает раскрыться и нашей искренности.

В отличие от некоторых других подходов, которые могут концентрироваться на симптомах или изменении поведения, на анализе бессознательного опыта, на завершении «гештальтов» и так далее, экзистенциальная терапия стремится помочь клиенту исследовать и понять себя более глубоко, осознать свое присутствие в мире:

«Кто я?» «Зачем я сюда пришел?» «Как я себя ощущаю в мире?» «Кем я себя ощущаю наедине с самим собой?» «Почему я совершаю этот выбор?» «Зачем я это делаю?» «Что я ищу?», «Чего я хочу?» «Как я защищаюсь от ужаса смерти?» «Почему меня пугает свобода?» «Как я справляюсь с чувством одиночества?»

На сессиях мы исследуем различные аспекты личного опыта клиента. Это может включать работу над осознанностью эмоций, анализ личных ценностей, исследование источников тревоги или страха, а также изучение того, как мы придаем смысл своим жизненным ситуациям. 

Как терапевт я могу задавать провокационные вопросы, которые подталкивают клиента к размышлениям о его месте в мире, о его выборах и о том, как они соотносятся с его внутренними убеждениями и желаниями. Иногда мы будем шутить, чтобы разрядить напряжение от страха неизбежной смерти или от чувства одиночества.

Возможно, в процессе работы мы будем осознавать и принимать абсурдность, несправедливость и странность жизни — поскольку экзистенциальная терапия способна помочь находить устойчивость и радость даже в условиях неопределенности и сложности. И мы точно будем работать над принятием ответственности за собственные решения и действия, что, в свою очередь, способствует росту автономии и саморазвитию.

Таким образом, экзистенциальная терапия помогает человеку не просто справляться с симптомами, а научиться жить в согласии со своими ценностями.

Как выглядит сессия в рамках экзистенциальной психотерапии?

Сессия — это разговор на равных с терапевтом в спокойной и безопасной обстановке. Клиент рассказывает о том, что его волнует, а терапевт помогает ему глубже исследовать свой опыт и восприятие мира и приходить к собственным ответам. Здесь нет готовых решений и строгих алгоритмов работы: каждый разговор уникален и отталкивается от потребностей клиента.

«Человек приходит на сессию со своей «исповедью», а терапевт внимательно слушает и задает вопросы, которые помогают погрузиться еще глубже»

У сессии есть сеттинг: 50 минут один, два или даже три раза в неделю. В основном говорит клиент, а экзистенциальный терапевт внимательно слушает и задает глубокие, нестандартные вопросы, которые клиент, возможно, никогда себе не задавал. Часто они одновременно касаются и повседневности, и глубинных переживаний.

Скажем, человек может все время мерзнуть, но никогда не задумываться о зимней куртке. Это реальный пример из практики, который иллюстрирует, как терапевт показывает человеку, что в бытии наши глубинные внутренние процессы и их внешние поведенческие проявления неразрывно связаны.

Поясню, что я имею в виду. Когнитивно-поведенческая терапия направлена на изменение поведения и мыслительных паттернов здесь и сейчас. Фокус КПТ — на сознательных процессах и поведении, которые поддаются логическому анализу.

Психоанализ изучает скрытые бессознательные механизмы, которые лежат в основе поведения и психики человека. Его фокус направлен вглубь, к неосознаваемым конфликтам, травмам, импульсам.

Экзистенциальная терапия охватывает всю глубину человеческого бытия: и осознанные аспекты жизни, и более глубокие, часто не осознаваемые экзистенциальные тревоги и страхи.

Главное, за что я люблю экзистенциальную психотерапию — это присутствие терапевта, его непосредственная заинтересованность и включенность в процесс. 

Говорят, что клиенты психологов — люди, которыми не интересовались и которых не принимали родители и они приходят, чтобы наконец-то получить опыт принятия и интереса к себе. Терапевтическое принятие и искренний интерес целительны: получив этот опыт, клиенты сами начинают интересоваться собой и себя принимать. И тогда в их жизни происходят замечательные изменения.

В профессиональной литературе встречается такой случай из психотерапевтической практики. Клиентка пришла с дилеммой, сохранять ли беременность. Терапевт предложил ей подумать, чего она лишится при каждом варианте решения. 

Клиентка ответила, что если она прервет беременность, то потеряет возможность быть мамой этого ребенка, а если сохранит беременность, то свободу, потому что отныне ее жизнь будет подчинена потребностям маленького беспомощного человечка. Она вспомнила, что мама ей говорила: «Родившись, ты сломала мою жизнь». 

Тогда психотерапевт спросил, означает ли это, что вы, принимая решение, пытаетесь что-то доказать маме: если оставите ребенка, вы сможете доказать, что счастливая жизнь с ребенком возможна, а если решите прервать беременность, то докажете маме, что можно было поступить так, вместо того, чтобы винить вас всю оставшуюся жизнь.

Клиентка осознала, что не делала самостоятельный выбор, касающийся ее собственной жизни, а ориентировалась на маму. Это дало ей пространство для автономного решения, исходящего из ответственности за себя, а не перекладывания ее на маму.

Найти подходящего вам психолога теперь легко. 90% клиентов нашего сервиса нашли своего специалиста с первого раза. Используйте промокод ЖУРНАЛ, чтобы получить скидку на первую покупку в zigmund.online.

Ваш психолог тут